ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
 

У каждого человека должен быть свой психолог

Как вы выбрали направление клинической психологии и что вас вдохновляет в этой работе?
Психолог – это моя вторая профессия. Ее я выбрала уже в осознанном возрасте. Личный опыт обращения за психологической помощь сыграл свою роль. Я поняла, насколько ценно понимать происходящие в жизни процессы, как сильно это меняет качество жизни. То, что раньше было не видимым, не осознаваемым, становиться явным и заметным. Отсюда появляется выбор: применять старые стратегии и получать хоть и нежелательный, но привычный результат или выбирать новые, претерпевая дискомфорт, а в месте с ним новые результаты, удовлетворённость и авторство за свою жизнь. С этого и начался мой путь в психологию. Большой интерес к людям, возможность развиваться, быть полезной и видеть положительные изменения клиентов очень вдохновляют.

Какие специфические проблемы или расстройства вы чаще всего встречаете в своей практике?
Чаще всего ко мне обращаются с трудностями в детско-родительских отношениях, нарушении поведения у детей, неблагоприятные эмоциональные состояния, такие как депрессия, тревожность, апатия, снижение школьной успеваемости, ситуации буллинга, неуверенность в себе, низкая самооценка.

Как проходит процесс первичной консультации? Какие шаги вы предпринимаете для понимания клиента?
На первичную консультацию я практически всегда приглашаю родителя и ребенка для того, чтобы собрать как можно больше информации о проблеме, с которой пациенты обращаются, увидеть как выстраиваются внутрисемейные взаимоотношения, какую роль семья играет в формировании и поддержании симптома у ребенка, а так же каким ресурсом может быть семья в решении возникшей проблемы. Т.е. первичная консультация является диагностической. Так же диагностическими могут быть и последующие несколько встреч. Далее выстраивается коррекционная работа. При необходимости привлекаю смежных специалистов.

Какие методы и техники вы используете в своей работе, и как они помогают вашим клиентам?
В своей работе я использую как стандартизированные тесты, так и проективные методики. С детьми и подростками часто использую арт-терапию, песочную терапию, нарративные и медитативные техники, игровую терапию. Работаю в системном и гештальт-подходах.

Как вы работаете с клиентами, у которых есть тяжелые психические расстройства, такие как депрессия или тревожные расстройства?
В работе с депрессией и тревожными расстройствами я работаю совместно с коллегами: клиническими психологом - диагностом, психиатром, эндокринологом.

Как вы помогаете клиентам справляться со стрессом и эмоциональным выгоранием?
В первую очередь мы с клиентом исследуем, что привело к стрессу или выгоранию. Здесь часто обнаруживается очень много не осознаваемых клиентом паттернов поведения, сформировавшихся при определенных жизненных обстоятельствах, актуальных на тот момент, но совершенно не уместных и негативно влияющих в настоящем. Если клиент находится в ситуации острого стресса и истощения применяем дыхательные, медитативные практики, упражнения на расслабление-напряжение.

Что вы делаете, если клиент не достигает прогресса или срывается в процессе терапии?
У каждого человека свой темп, индивидуальная способность к переработки информации, перестройки, сопротивление к переменам одна из составляющих терапии. Это нормальный процесс. Отношусь с принятием. Обсуждаю с клиентом происходящее, могу изменить тактику в работе с клиентом. Так же выношу такие случаи на супервизию, балинтовские группы.

Как вы интегрируете психологические тесты и оценки в вашу практику? Как это помогает в процессе диагностики?
Психологические тесты помогают лучше разобраться в проблеме клиента и его причинах, а соответственно эффективно выстроить дальнейшую коррекционную работу.

Как вы объясняете клиентам важность соблюдения рекомендаций и выполнения домашних заданий между сессиями?
Домашние задания я обычно даю с согласия клиентов. Значимость домашних заданий объясняю возможностью наиболее эффективно разобраться с проблемой, что поможет сократить длительность встреч, сэкономить время и деньги, т.к. работа продолжится и за пределами кабинета психолога.

Как вы работаете с семьями клиентов? Какие подходы используете для улучшения семейных динамик?
Отвечала выше. Здесь добавлю только, что при работе с ребенком, часто приглашаю семью на консультацию. Т к. семья играет ключевую роль в развитии ребенка, оказывает огромное влияние на его становление. И работа только с ребенком без привлечения семьи может быть длительной и малоэффективной. Поэтому в работе с ребенком я часто приглашаю на индивидуальные консультации родителей и работаю с родителями. Бывали случаи в практике, когда проблемы были у ребенка, но ребенок сопротивлялся, не шел на контакт, отказывался посещать психолога, и работа выстраивалась через родителя. Семья -это система, изменения у одного члена семьи приводят к изменениям во всей системе.

Какую роль играет профилактика в вашей работе, и как вы обучаете своих клиентов этому аспекту?
В целях профилактики рекомендую пациентом к прочтению литературу, рассказываю теоретические основы формирования той или иной проблемы, и что к ней может привести. Даю рекомендации дальнейших действий, закрепляющих уже достигнутый результат.

Какие тенденции и изменения в области клинической психологии вы наблюдаете в последние годы? Как это влияет на вашу практику?
В области психологии и клинической психологии происходят изменения на законодательном уровне, ужесточаются требования к образованию психологов, что позволяет убрать из сферы услуг специалистов, не имеющих надлежащего образования, применяющих в практике околонаучные и околопсихологические практики, что повышает, на мой взгляд, качество оказываемых услуг в сфере психологии.
  • Тимонина Наталья Анатольевна
    Клинический психолог, детский психолог, семейный психолог

Отзывы